004     Философия и идеология

Итак, мировоззрение (003) людей зависит от условий их жизни и накопленного ими личного и общественного опыта, от уровня научных знаний и характера культуры, от глубины философской обоснованности и от согласованности всех частей и деталей той картины мира (105), которую создает человек, стремясь понять свое место в мире, свою судьбу и перспективу своего развития. Но почему же в таком случае в каждую данную эпоху у разных людей, у разных национальных, общественных и религиозных групп существовали различные взгляды на мир и возникали противоречия и разногласия в миропонимании, в оценке целей и смысла человеческой деятельности?

Дело в том, что люди — общественные существа. Для достижения своих целей они объединяются в различные группы и организации. Один и тот же человек может одновременно принадлежать к нескольким таким группам и организациям: быть, например, игроком баскетбольной команды и работником бригады механизаторов, членом ДОСААФ и членом Общества рационализаторов и изобретателей и т. д. Однако нельзя одновременно принадлежать к двум различным общественным классам (быть крепостным и помещиком, рабочим и капиталистом) и отстаивать различные классовые интересы.

С тех пор как общество разделилось на противоположные классы — эксплуататоров и эксплуатируемых,— классовые противоречия стали самыми глубокими общественными противоречиями. Поэтому и понимание мира, взгляд на человека, на цели и смысл его жизни у представителей различных классов различны. По-разному оценивают они и каждый факт общественной жизни, каждое событие и поступок, оказывающие влияние на судьбу и положение данного класса. Совокупность учений, теорий и оценок, относящихся к явлениям общественной жизни и даваемых с позиций определенного класса, выражающих его коренные интересы и цели и укрепляющих его общественные позиции, называется идеологией (224). С помощью идеологии оценивается отношение людей к социальной действительности и друг к другу, в ней отражаются социальные проблемы и противоречия, а также программы деятельности, направленной на сохранение и развитие или же на изменение существующих общественных отношений. Идеология выражается в соответствующих правовых, политических, моральных, художественных, религиозных и экономических воззрениях (226—231). Как нельзя одновременно принадлежать к двум различным классам, так нельзя и одновременно придерживаться различных идеологических взглядов или примирить их.

Это особенно важно понимать в нашу эпоху, когда противоречия между двумя мировыми системами — капитализмом и социализмом, между трудом и капиталом, между странами, недавно освободившимися от колониализма, и богатыми капиталистическими странами достигли огромной остроты. Вследствие этого продолжается и идеологическая борьба, столкновение социальных и политических целей и интересов. Но было бы ошибочно думать, что наличие идеологического противостояния означает полное отсутствие общих интересов у различных классов или интересов, общих для всего человечества. В период усиления национально-освободительного движения в колониальных странах национальную буржуазию и трудящихся, несмотря на классовые и идеологические противоречия, нередко объединяли общие интересы и стремления, связанные с борьбой за независимость, за самостоятельный путь развития. В условиях смертельной опасности, нависшей над человечеством в связи с созданием и производством термоядерного оружия, сохранение мира, ядерное разоружение, мирное сосуществование государств с различным общественным строем и снижение уровня военного противостояния образуют общий интерес и главную ценность для всего человечества. Однако наличие таких интересов и ценностей отнюдь не снижает накала и остроты идеологической борьбы.

Иначе и быть не может. Господствующие классы всегда стремятся навязать свои взгляды, свою идеологию и мировоззрение эксплуатируемым классам и слоям общества. Идеология господствующего класса, подчеркивали создатели марксизма, является господствующей идеологией. Это происходит потому, что господствующий класс, всегда составляющий меньшинство, для поддержания власти нуждается в опоре не только на армию, полицию и чиновников, но и на идеологию, с помощью которой в сознание других классов внедряются взгляды, оценки, идеи и представления, выгодные господствующему классу, оправдывающие и укрепляющие это господство. Не подчинив себе сознание трудящихся и всех остальных слоев населения, опираясь лишь на вооруженную силу и бюрократию, ни один господствующий класс не мог бы удержать власть. Поэтому борьба с идеологией господствующих классов и освобождение от ее влияния — важнейшая предпосылка социальной революции (214) и создания нового общества.

Но почему К. Маркс и Ф. Энгельс называли идеологию «ложным сознанием»? Какой смысл вкладывали они в это выражение? Эксплуататорские классы всегда стремились представить свои интересы как вечные, неизменные, единственно справедливые и возможные. Придя к власти, они делали все для того, чтобы ее увековечить, и, следовательно, лишали себя понимания исторической неизбежности изменений, рано или поздно приводящих к новому общественному строю. Классы, лишенные власти и занимавшие подчиненное место, вырабатывая свои представления о справедливости и желательном общественном устройстве, также стремились придать своим взглядам характер вечных и незыблемых истин и тоже впадали в заблуждение, порожденное непониманием того, что любое классовое общество и любая классовая идеология рано или поздно должны исчезнуть, уступив место обществу бесклассовому.

Возможна ли истинная идеология, правильно отражающая действительность, ставящая достойные человека цели и дающая оценки общественным событиям в инте­ресах всего человечества? Безусловно, возможна. Перво­начально она складывается и вырабатывается в недрах капитализма как идеология рабочего класса. Это единст­венный класс, который стремится к уничтожению всех форм эксплуатации и установлению бесклассового обще­ства и осознает исторически преходящий характер своих задач и целей. Его идеология не стремится обосновать какое-либо общественное устройство в качестве вечного и неизменного. В условиях победившего социализма с исчезновением эксплуататорских классов идеология рабо­чего класса, обоснованная и разработанная основополож­никами марксизма-ленинизма, становится идеологией всех трудящихся. Она выражает их коренные цели и интересы. Ее главными ценностями и ориентирами являются все­сторонне развитый и свободный человек, социальная спра­ведливость и подлинная демократия. Эта идеология берет на вооружение такие общечеловеческие ценности, как мир во всем мире, равноправные и взаимовыгодные от­ношения между странами, мирное сосуществование госу­дарств с различным общественным строем и охрана прав человека. Поэтому острие нашей идеологической борьбы обращено теперь против идеологии империализма, мили­таризма, неоколониализма, против попыток современной реакции противостоять преобразованию общества в на­правлении социальной справедливости, демократии и гу­манизма. Что же касается внутренней жизни социалисти­ческого общества, не свободного от различных, порой достаточно острых, хотя в принципе и неантагонистиче­ских противоречий, то здесь идеологические расхождения и разногласия проявляются в форме открытых дискуссий и гласного обсуждения политической стратегии и такти­ки, вырабатываемой для достижения общих целей и инте­ресов. Подлинный, развивающийся социализм не имеет ничего общего с «идеологической казармой» или «мона­стырем», где все «подстрижены под одну гребенку», при­держиваются одинаковых взглядов и не имеют собствен­ных мнений по жизненно важным для общества вопросам. При этом различия во взглядах по тем или иным вопро­сам, имеющим общественную значимость, не означают ни отказа от принципов социализма, ни выхода за рамки социалистической идеологии. Укрепление и совершенствование марксистско-ленинской идеологии содействует не только сохранению и укреплению социалистического общественного идеала, но и активизации всех членов обще­ства. Без этого решение стоящих перед нами задач было бы невозможно.

В условиях происходящей в нашей стране революционной перестройки, призванной преодолеть застойные тенденции, наметившиеся в течение полутора-двух пред­шествующих десятилетий, неизбежна перестройка и в самой идеологии. В период застоя самоуспокоенность, некритическое отношение к недостаткам, консерватизм и известный субъективизм в принятии решений нередко возводились в ранг идеологических принципов. Для пре­одоления застоя необходимо провести радикальную эко­номическую реформу и осуществить демократизацию на­шего общества. Ясно, что у тех, кто не готов идти на такие преобразования, это вызывает определенное сопротивление. Поэтому идеология обновления требует обновления самой идеологии. Это, однако, не означает отка­за от революционных традиций и основных принципов социализма. Напротив, только идеология обновления может сохранить, укрепить и творчески развить эти принципы и положения, сделать их убедительными и привле­кательными для всего народа, придать им новый жизнен­ный импульс, связать с реальными практическими зада­чами, с жизнью.

Итак, мы видим, как связаны между собой мировоззрение, идеология и философия. Наличие различных идео­логий, различных социальных ценностей, целей и уста­новок конечно же влияет на выработку мировоззрения, на различия в понимании смысла человеческой жизни и места человека в мире и ответственности каждого за судьбу человечества. Ясно, что, чем более обоснованной и последовательной является идеология, чем продуман­нее ее аргументы, тем сильнее влияет она на сознание и поведение людей. Философия, исследуя наиболее акту­альные проблемы современности с точки зрения их обще­человеческой значимости, их исторического влияния па человеческое бытие (102), создает тем самым материал, необходимый для обоснования идеологии и системы обра­зующих ее целей и ценностей. С момента возникновения философии ее представители не только стремились вы­работать более глубокое понимание человека и мира, но и постоянно вскрывали их недостатки и противоречия. Позволяя замечать, а затем и преодолевать негативные стороны и противоречия действительности, философия тем самым содействует совершенствованию идеологии. В этом проявляется идеологическая функция философии, ее значение для идеологии и идеологической борьбы.

Читать дальше >

< К содержанию