005 Философия и общая методология деятельности и познания

Важнейшая черта, отличающая челове­ка от всех других существ, состоит в том, что деятельность человека (202) является целесообразной. Конечно, от­нюдь не каждый и далеко не всегда представляет себе отдаленные резуль­таты своей деятельности. Зато ближайшие цели, ради ко­торых мы совершаем тот или иной поступок, бывают обычно каждому ясны и понятны. Действуя тем или иным образом, человек опирается на определенные знания. И наоборот, в процессе деятельности он исправляет и уточ­няет различные знания, а также вырабатывает новые. Как видим, знания и деятельность тесно связаны. Благодаря чему осуществляется эта связь? Она осуществляется с помощью правил, которые предписывают определенные действия в определенных условиях и говорят о том, в ка­кой последовательности надо выполнять эти действия для достижения данной цели. Совокупность устойчивых правил, опирающихся на жизненный опыт или на научные знания, называется методом (это греческое слово означа­ет: путь, способ).

Если метод правилен, то и построенная на нем деятельность приводит к желанной цели. Поэтому и в политике, и на производстве, и в науке принято уделять большое внимание разработке, обоснованию и выбору надежных методов. В математике существуют различные вычислительные методы, педагогика разрабатывает методы обучения и воспитания, инженерные и технические науки — методы строительства зданий, мостов, конструи­рования машин, автоматических поточных линий и т. д. Учение о методах деятельности и познания называется методологией. Каждая наука, каждая специальная область человеческой деятельности имеют свою частную методо­логию, разрабатывающую и обосновывающую методы, при­годные для решения особого круга задач. Так, физическая методология обосновывает методы проведения экспери­ментов с ускорителями элементарных частиц, медицин­ская методология — методы диагностирования и лечения болезней и т. д.

Люди, однако, заняты не только решением частных повседневных задач. Им приходится принимать решения и в более широком, общечеловеческом масштабе. Перед человеком, например, стоит вопрос: оправдывает ли достижение его целей разрушение природы, должен ли он в своей деятельности стремиться сохранить существующий мир неизменным, или следует переделать его определен­ным образом? Человек должен выработать для себя ши­рокую стратегию поведения, а для этого ему нужны опре­деленные установки и жизненные правила, указывающие, как относиться к коллективу и отдельной личности, к об­щественным и частным интересам, какую позицию зани­мать в классовой борьбе во время войны и в период мирного труда. Для решения всех этих проблем нужны особые методы и особая методология. Такая методология зависит уже не от отдельных частных систем знаний, не от отдельных наук, а от мировоззрения в целом. По­этому она и называется общей методологией.

Чтобы показать, как мировоззрение связано с выработкой общей методологии деятельности и познания, рас­смотрим пример из истории науки.

Мировоззрению древних греков, еще не окончательно порвавшему с мифологией и религией, было присуще обожествление природы. Каждое дерево, каждый ручей и холм имели свое божество. Поэтому философия Древней Греции обосновывала нормы и установки, приводившие к преклонению перед природой и обусловливавшие интерес к ней, но в то же время запрещала что-либо существенно переделывать в ней и вообще экспериментировать, ибо человек не вправе изменять божественные явления. Эта общая установка привела к тому, что в древнегреческой науке не смогло развиться экспериментальное естество­знание. Напротив, для буржуазного мировоззрения в пе­риод развития промышленного капитализма были харак­терны иные взгляды на природу и человека. Лишь чело­век считался наделенным божественной душой, природу же, включая и живую, объявляли бездушной. В силу этого запреты изменять природу и экспериментировать с ней были устранены. Буржуазные мыслители, выражая инте­ресы капиталистического производства, выдвигали требо­вание овладеть природой и господствовать над ней во имя развития промышленности и торговли. Эта общая методологическая установка содействовала возникновению экспериментального естествознания, но вместе с тем привела к тяжёлым последствиям, выразившимся со временем в усиленной эксплуатации, загрязнении и разрушении окружающей среды. Как видим, общие методологические установки и правила оказывают заметное влияние на характер человеческой деятельности и познания, регулируя поведение человека и его отношение к внешнему миру.

В каком же отношении друг к другу находятся философия и общая методология познания и деятельности? Как мы уже знаем, философия служит основой мировоззрения (003). Обосновывая принципы, регулирующие отношение человека к миру, к другим людям и к обществу в целом, философия вместе с тем обосновывает и проясняет цели, которые ставит перед собой человечество на каждом этапе своего существования, а также вырабатывает, обосновы­вает и оправдывает самые общие нормы и правила, кото­рыми человек должен руководствоваться в своей деятель­ности, направленной на достижение этих целей. Каждая специальная наука разрабатывает свою частную методо­логию экспериментального изучения природы. Экспери­мент над животными ставится иначе и преследует иные цели, чем экспериментальное изучение лунной поверхно­сти с помощью лунохода. Но все эти эксперименты и част­ные методологии, которые их обосновывают и регулируют, были бы просто невозможны, если бы не было общефи­лософской методологической установки, утверждающей, что познать мир на основе одних лишь пассивных наблю­дений невозможно и что для такого познания необходим активный научный эксперимент (513). Следовательно, фи­лософия выполняет еще одну важную функцию — мето­дологическую и является основой общей методологий деятельности и познания. Эту роль не может выполнять никакая другая наука. Теперь полностью проясняется смысл слов К. Маркса о том, что философия «вступает в соприкосновение и взаимодействие с действительным миром своего времени» (002). Слова эти означают, что философия как основа мировоззрения и общей методоло­гии определенным образом влияет на выработку целей человечества на каждом этапе его развития и на характер деятельности по достижению этих целей.

Читать дальше >

< К содержанию