006 Философская критика и творчество

В процессе жизнедеятельности люди постоянно что-то изменяют в себе и в окружающем мире. Вместе с тем они столь же постоянно создают нечто но­вое. Чтобы создать новое — например, научную теорию, принципиально новую машину, новое эффективное лекар­ство или гидротехническое сооружение,— необходимо пре­одолеть старые взгляды, установившиеся штампы, уста­ревшие шаблоны и нормы деятельности. Поэтому крити­ческое отношение к тому, что отжило свой век и не соответствует требованиям современности,— важнейшее условие и предпосылка всякого творчества. Без творчества движение человечества вперед было бы просто невозможно. В силу этого критика и творчество неразрывно свя­заны. Они противоположны по своей направленности, так как первая содействует преодолению старого, ошибочного, устаревшего, а второе устремлено на создание нового, и вместе с тем они неотделимы друг от друга.

Критику в серьезном и глубоком смысле этого слова не следует путать с бранью, злобными выпадами, нетерпимостью или просто огульным отрицанием каких-либо явлений в жизни, в поведении людей, в науке, искусстве, литературе или политике. Задача подлинной критики со­стоит в решении двух взаимосвязанных задач: во-первых, выявить слабости данного явления, его внутренние про­тиворечия, недостатки, отрицательные черты, негативные последствия; во-вторых, подсказать возможные решения, разумные средства преодоления недостатков и трудностей, кратчайший путь, ведущий к нужной цели. Критика, ограничивающаяся лишь первой задачей, является де­структивной, разрушающей силой. Критика, решающая обе задачи, является силой созидательной, положитель­ной, конструктивной. Именно конструктивная критика жизненно необходима в условиях, когда приходится ре­шать исторические, судьбоносные для человечества проб­лемы. В этом смысле философия выступает как особая система знаний, по самому существу своему являющаяся одновременно конструктивно-критической и творческой.

Размышляя о смысле человеческого бытия, о целях жизни и способах их достижения, о том, как люди относятся друг к другу и к окружающему миру, какими прин­ципами, правилами и нормами они руководствуются в своих действиях, философы всегда высказывали самые острые критические замечания, подмечая недостатки, противоречия, непоследовательность, слабые стороны в мыш­лении и деятельности своих предшественников и совре­менников. Вместе с тем они стремились противопоставить этим недостаткам свои представления о разумной, целе­сообразной, подлинно человеческой жизни, о наилучшей форме общества, о том, к чему следует стремиться. Они не просто обличали зло и превозносили добро, но и предлагали свои способы обеспечить победу добра над злом. Их критические обличения часто задевали за живое и могущественных правителей, и пассивных обывателей. Погруженные в повседневные заботы, захваченные мелкими страстями, поглощенные сиюминутными интересами, люди зачастую встречали и философскую критику, и советы философов о том, как исправить недостатки и устроить разумную жизнь, нетерпимо и враждебно. Поэтому мно­гие великие мыслители, стремившиеся улучшить жизнь людей, ставившие перед ними благородные и высокие цели, смело критиковавшие несправедливость, мракобесие и социальные пороки и получившие впоследствии всеоб­щее признание, при жизни подвергались гонениям и пре­следованиям. Нередко им приходилось платить жизнью за свои убеждения, за смелую и глубокую критику, за созданные ими идеалы совершенного человека и разумно­го общества. Так, Гераклит Эфесский (ок. 544/520 — ок. 483/460 до н. э.) был изгнан из родного города; Сократ (470/469—399 до н. э.) за изобличение нравов и косности своих сограждан был приговорен к смерти; Анаксагор (500—428 до н. э.), обвиненный в безбожии, вынужден был бежать в другой город. Не легче жилось философам и в другие времена. Даже в эпоху Возрождения и в Новое время, когда развитие просвещения и науки достигло значительного уровня, философов преследовали за их критические суждения и новаторские идеи. Дж. Бруно (1548—1600) был сожжен на костре; Р. Декарт (1596— 1650) вынужден был жить на чужбине; Ж. Ламетри (1709—1751), опасаясь преследований, покинул родину. Подвергались преследованиям и знаменитые французские просветители Вольтер (1694—1778), Ж.-Ж. Руссо (1712— 1778), Д. Дидро (1713—1784) и многие другие. Напом­ним, наконец, что значительную часть своей жизни долж­ны были провести за пределами своей родины создатели нашей философии К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Даже этот далеко не полный перечень по­казывает, каким нелегким и непростым делом является выработка и отстаивание философских убеждений и про­ведение последовательной и принципиальной философской критики социальной действительности.

В наше время в мире сложных политических отношений и глубоких противоречий, в ситуации термоядерной угрозы и крупных социальных преобразований критиче­ская и творческая функции философии приобретают осо­бое значение. Неверно было бы думать, что их осуще­ствлением могут и должны заниматься одни лишь про­фессиональные философы. Отнюдь нет. Государственные деятели и руководители предприятий, ученые, рабочие и крестьяне постоянно сталкиваются со сложными задачами требующими для своего решения осмысления и понимания ценностей и смысла человеческой жизни, постижения сути глобальных, охватывающих весь мир процес­сов, от которых зависит сохранение и развитие всей человеческой культуры и цивилизации. Многое из того, что складывалось и закреплялось десятилетиями, прихо­дится критически переосмысливать, переоценивать, и вме­сте с тем жизнь заставляет искать творческие подходы к решению множества старых и новых проблем. Это тре­бует нового мышления, внутренней смелости, серьезного понимания глубинных процессов, лежащих в основе всего происходящего. Именно поэтому, стремясь к преодолению устаревших штампов в международной политике и за­стойных явлений в нашей внутренней жизни, КПСС и руководители партии и государства проявляют углублен­ное философское понимание современности. Отсюда же вытекает и требование, предъявляемое к самой нашей философии: преодолеть известный отрыв от действи­тельности, отвлеченность и самоуспокоенность, наметив­шиеся в предшествующие десятилетия, и активнее ис­пользовать свой критический и творческий потенциал для решения острых задач, стоящих перед человечест­вом, перед нашим обществом, перед новыми поколени­ями, вступающими в жизнь.

Читать дальше >

< К содержанию