007 Главная задача философии марксизма-ленинизма

Чтобы быть на деле подлинной фило­софией современности, система фило­софских взглядов и учений должна пра­вильно сформулировать главную задачу, которая определяется содержанием данной исторической эпохи.

Основным содержанием нашей эпохи является борьба за прогресс, демократию и социальную справедливость. Это длительный и сложный процесс, в котором участвуют сотни миллионов людей. Он затрагивает все стороны их общественной и личной жизни. Он связан с ломкой старых устоев и представлений, с перестройкой мировоззре­ния, с острой идеологической борьбой и приводит к ко­ренным изменениям в экономической, политической и ду­ховной жизни общества.

Люди всегда мечтали о лучшей жизни, об избавлении от нужды и горя, от эксплуатации, несправедливости и бесправия. Но мечты — одно, а действительность — совсем другое. Нельзя сказать, что проницательные и глубокие мыслители прошлого оставляли эти мечты и стремления без внимания; однако, рассматривая и обсуждая их, они в итоге ограничивались объяснением существующего порядка вещей и обнаруживали его корни в самой природе человека, в неустранимости бедности и богатства, господства и подчинения.

Некоторые из них пытались набросать своего рода эскиз, образец того, каким должно быть разумное общество, общество будущего. Платон (428/427—348/347 до н. э.) считал, что наиболее совершенным и справедливым было бы государство, возглавляемое мудрецами, ведущими суровый, аскетический образ жизни. Их и воинов, защища­ющих страну, должны содержать ремесленники и кре­стьяне. Знаменитый французский писатель Ф. Рабле (1494—1553) в противоположность Платону в качестве прообраза будущего рисовал тихую и спокойную обитель, в которой воспитанные, свободные, здоровые и веселые люди предаются пирам, развлечениям, занимаются музыкой, поэзией, ведут умные разговоры и т. д., а средства для этой безмятежной жизни им поставляют мастера, кре­стьяне и слуги. Ж.-Ж. Руссо, один из предшественников французской буржуазной революции XVIII века, призы­вал к революционному свержению деспотизма. Возникаю­щее на его обломках разумное общество должно состоять из небольших республик, гражданами которых будут сво­бодные мелкие собственники. Такой замысел не оставлял места рабам и делал всех свободными. Но собственность, и на это обращал внимание сам Руссо, снова порождает несправедливость, богатство, бедность и деспотизм. Следовательно, и этот вариант оставался мечтательным, уто­пическим и не мог привести к устранению реальной со­циальной несправедливости. Ни один из философских проектов разумного и справедливого человеческого обще­ства, предложенных в прошлом, несмотря на ряд интерес­ных наблюдений, размышлений и догадок, не содержал практически осуществимых рекомендаций, как коренным образом изменить существующий порядок вещей. Отме­чая эту особенность всей предшествующей философии, К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изме­нить его». Так впервые в истории была по-новому по­ставлена и сформулирована задача философии. Каков же смысл этих слов Маркса и о каком изменении мира идет речь?

Неверно, конечно, думать, что в своей деятельности люди на протяжении предшествующих тысячелетий не изменяли окружающий мир. Они преобразовывали ландшафт местности, вырубали леса, прокладывали каналы, строили города и создавали невиданные ранее сооружения. Но все эти изменения происходили, как правило, стихийно, и их отдаленные последствия нельзя было предвидеть и пред­сказать. На протяжении многих тысячелетий исчезали одни и возникали другие государства, уходили и прихо­дили различные завоеватели, один общественный строй сменялся другим. Но не исчезали нищета и бесправие трудящихся, оставалась эксплуатация человека человеком. Все это приводило не только к экономическому и поли­тическому порабощению человека, но и к его духовному порабощению. Люди утрачивали собственное человеческое достоинство, лишались понимания высокого смысла жиз­ни, смирялись перед грозными силами природы и соци­альной несправедливости. Большинству из них были не­доступны высшие достижения культуры и искусства, образование и благополучие, необходимые для формиро­вания свободной, всесторонне развитой личности. Поэтому они очень часто оказывались во власти предрассудков и низких страстей, страха и взаимной ненависти, подозри­тельности и нетерпимости, тупой покорности и разъедаю­щей душу зависти. Такими людьми всегда было удобно управлять, они легче подчинялись целям, воле и наме­рениям власть имущих.

Только в нашу эпоху благодаря невиданному развитию науки и техники и появлению современного рабо­чего класса, самого организованного и сознательного из всех эксплуатируемых классов, впервые возникла реаль­ная возможность коренным образом преобразовать все устройство общественной жизни, а не отдельные стороны быта и деятельности людей. Именно о таком преобразо­вании и идет речь в словах Маркса. Оно должно разре­шить коренные противоречия и острейшие проблемы сов­ременности, изменить отношение людей к природе, к об­ществу и друг к другу.

Главная задача философии марксизма-ленинизма как подлинной философии современной эпохи в том, следовательно, и заключается, чтобы научно обосновать возможность и необходимость коренных преобразований всей об­щественной жизни, ведущих к уничтожению эксплуатации и созданию социалистического общества, открывающего возможность для достижения благосостояния, подлинного равноправия и всестороннего духовного и физического развития каждого человека. Такую задачу не ставила перед собой никакая другая философская система.

Философы прошлого, так же как и современные буржуазные философы, как правило, адресовали свои труды ог­раниченному кругу людей и излагали их зачастую в труд­нодоступной для понимания форме. Поэтому и о самой философии сложилось мнение как о чем-то туманном и недоступном пониманию. Эта оценка совершенно неприменима к философии марксизма-ленинизма — подлинной философии современного мира, живо откликающейся на все его острые вопросы и выражающей коренные и глу­бинные интересы широких трудящихся масс. «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое мате­риальное оружие,— писал К. Маркс,— так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие...» Вот по­чему изучение основных положений марксистско-ленин­ской философии необходимо для каждого активного и созна­тельного борца за мир и социализм, за интересы трудя­щихся, за справедливое и разумное преобразование мира.

Читать дальше >

< К содержанию