009 Первая сторона основного вопроса философии. Идеализм и материализм

Основной вопрос философии имеет две стороны. Чтобы глубже понять значение и смысл данного Ф. Энгельсом определения, следует подробно обсудить каждую из них. Размышляя над отношением материи к сознанию, мышлению, мы вправе спро­сить: что является первичным, то есть предшествующим во времени,— материальный мир, окружающие нас пред­меты или мышление и сознание? Это, собственно, и образует первую сторону основного вопроса философии. Наш жизненный опыт подсказывает, что в каждом конкретном случае ответить на этот вопрос до­вольно просто. Так, Луна существовала задолго до того, как возникло понятие (мысль) о Луне и поэтические об­разы Луны. Следовательно, материальный предмет — Луна предшествовала ее научному или поэтическому образу, то есть идее, понятию о Луне. Напротив, прежде чем на Луну опустился советский луноход, у конструкторов, изоб­ретателей, ученых и инженеров должна была возникнуть и развиться мысль о реактивных двигателях, системе управления полетом и т. д. Только после того, как эта мысль была воплощена в определенных технических уст­ройствах, смог совершиться полет на Луну. Здесь конст­рукторская и научная мысль предшествовала созданию материальных предметов в виде ракеты-носителя и авто­матической лунной лаборатории. Если бы речь шла только о подобных случаях, решение первой стороны ос­новного вопроса философии было бы довольно простым делом. Однако философия рассматривает не столь простыв случаи, а отношение человека к миру в целом. Поэтому и правильно понять первую сторону основного вопроса философии оказывается непросто. По существу, здесь тре­буется выяснить, что является предшествующим и опре­деляющим в масштабе всего исторического развития Все­ленной — сознание или материальный мир — и что является определяющим в деятельности человека в любой ее форме — сознание или материальный мир. Только в этих рамках и имеет смысл данный вопрос (127). В зависимо­сти от того, как философы на него отвечали, они разде­лились на два больших лагеря, или направления: мате­риализм, и идеализм. Материалисты утверждают, что первичным и определяющим является материя, а вторичным, определяемым — сознание. Идеалисты считают предшествующим, первичным мысль, сознание, а материю — вто­ричным.

Идеализм как определенное философское направление распадается на два основных течения. Первое из них признает первичным некую идею, мысль или сознание, кото­рые якобы существуют извечно до возникновения материи и человека. Это течение называют объективным идеализ­мом. Второе течение, называемое субъективным идеализ­мом, признает лишь существование индивидуального чело­веческого сознания, то есть сознания данного субъекта. Весь же остальной материальный мир объявляется про­сто-напросто несуществующим, кажущимся.

В истории философии встречались также мыслители, пытавшиеся занять промежуточную, компромиссную позицию. Они признавали как бы параллельность, независи­мость, равноценность двух мировых начал: материи и со­знания. Таких мыслителей называют дуалистами (от лат. dualis — двойственный). Дуализм не имел самостоятель­ного значения и не оказал большого влияния на развитие науки, так как наиболее крупные и последовательные его представители рано или поздно переходили либо на пози­цию идеализма, либо на позицию материализма.

В повседневной жизни подавляющее большинство людей являются стихийными, бессознательными материали­стами. Поэтому часто возникает недоуменный вопрос: как вообще можно прийти к идеализму, к представлению о том, что мысли, идеи и сознание предшествуют в своем развитии материальному миру и определяют всю деятель­ность людей? Однако в существовании идеализма нет ни­чего удивительного. Его появление обусловлено обществен­но-историческими обстоятельствами. Первые философские учения, возникшие в древности, формировались в усло­виях, когда еще очень сильным было влияние религии. Согласно большинству религиозных учений, современных и древних, мир создан богом или богами — нематериаль­ными, сверхъестественными и всемогущими существами. Эти воззрения оказали определенное влияние на ряд философских учений, принявших религиозно-идеалистиче­ское объяснение мира.

Почему же идеализм продолжает существовать в наши дни, когда развитие науки и техники дает множество неоспоримых подтверждений правильности материализма? Дело в том, что идеализм имеет определенные корни в самом человеческом мышлении я в условиях общественной жизни. В дальнейшем мы рассмотрим эти корни по­дробнее (506). Изучение истории философии показывает, что мыслители, придерживавшиеся идеалистических и материалистических взглядов, принадлежали к тем или иным общественным группам, слоям или классам. Между их социальной принадлежностью, общественными целями, исторической обстановкой, а также той культурой, в сфере которой они жили, и их философскими воззрениями всег­да обнаруживается более или менее определенная зависимость. Однако ее не следует понимать слишком упрощенно и думать, что приверженность к идеализму или материа­лизму однозначно определяется происхождением или со­циальным положением мыслителя. Зависимость опреде­ленных, например идеалистических, воззрений от данных социальных условий, целей и культурно-исторических об­стоятельств в каждом отдельном случае должна быть про­слежена и объяснена на основе вполне конкретного исто­рического анализа.

Поэтому современные материалисты не могут просто отмахнуться от идеализма и отбросить его аргументы как нечто несущественное. Они должны разобрать их, доказать их несостоятельность и противопоставить им свою аргументацию, основанную на всех достижениях современной науки и общественно-политической практики. Только тогда преимущества материалистической филосо­фии будут бесспорными.

Читать дальше >

< К содержанию