011 Вторая сторона основного вопроса философии

Рассматривая отношение мышления к бытию, сознания к материи, можно за­дать вопрос о том, в состоянии ли наше мышление правильно познать окружаю­щий мир, можем ли мы создавать пра­вильные понятия об окружающих нас явлениях и процес­сах, в состоянии ли мы верно о них высказываться и су­дить и успешно действовать на основании своих суждений и высказываний. Вопрос о том, познаваем ли мир и если познаваем, то в какой степени, может ли человек верно, или хотя бы приблизительно верно, познать, постичь и исследовать окружающую его действительность, и составляет вторую сторону основного вопроса философии.

В зависимости от того, какую позицию в решении вопроса о познаваемости мира занимали те или иные философы, они разделились на два направления. К первому принадлежат сторонники познаваемости мира (материалисты и значительная часть объективных идеалистов). Ко второму — противники познаваемости мира, считающие, что мир целиком или частично непознаваем (это, как пра­вило, субъективные идеалисты). Противники познаваемо­сти мира обычно называются агностиками (от греч. agnostos — непознаваемый). Нетрудно понять, что вопрос о по­знаваемости мира и о способах проверки правильности наших знаний имеет важнейшее значение в современных условиях. Для того чтобы быть уверенными в правильно­сти своей позиции, мы должны быть уверены в том, что мир познаваем, что наше мировоззрение и идеология дают правильный взгляд на мир, правильную оценку происхо­дящих событий. Поэтому агностицизм подрывает не только основы науки, но и основы научного мировоззрения и про­грессивной идеологии. Неудивительно, что агностицизм является оружием в идеологической борьбе, которым пользуются противники прогрессивных классов современного общества. Отрицая познаваемость мира, агностицизм лишает нас верной ориентации в мире. Его сторонники разрабатывают изощренные хитроумные способы для защиты своих взглядов. Борьба с ними составляет одну из важнейших задач современного философского материализма.

Читать дальше >

< К содержанию