013 Метод философии, предварительное понятие о диалектике и метафизике

В приведенном выше диалоге резуль­таты и выводы, к которым приходят его участники, совершенно противополож­ны. Это в значительной степени зави­сит от того, что они пользуются разны­ми методами рассуждения и доказа­тельства. Метод, которым пользуется в данном диалоге материалист, называется диалектическим. Диалектический метод познания требует рассматри­вать все явления в окружающем нас мире во взаимной связи, взаимодействии и постоянном развитии. Этот ме­тод исходит из того, что познать окружающий мир и са­мого себя человек может лишь при условии, что он будет рассматривать и изучать все явления в движении, в постоянных изменениях, обращая внимание прежде всего на взаимные переходы явлений, их взаимопревращение друг в друга. При этом диалектический метод стремится найти и действительно находит внутренний источник раз­вития в каждом виде движения, в каждом факте изменения. Таким источником являются внутренние противоречия, существующие в каждом явлении и процессе, их борьба и разрешение. Само развитие понимается не как повторение или движение по кругу, а как постоянное появление нового при условии, что в качественно новых явлениях отдельные их стороны и характеристики как бы повторяют то, что уже было на предыдущих этапах. В процессе развития постоянно происходит разрушение, исчезновение старого и возникновение нового, причем все ценное, жизнеспособное в этом процессе сохраняется.

Метод, противоположный диалектическому, называется метафизическим. Метафизический метод рассматривает каждое явление изолированно, вне связи и взаимодействия явлений друг с другом. Если все же приходится учиты­вать такие связи и взаимодействия, то это делается по­верхностно, неглубоко. Метафизический метод, рассматри­вая изменение и движение, не видит подлинного развития, а поэтому и не признает возможности появления принци­пиально новых явлений и процессов в природе, обществе и мышлении человека. С метафизической точки зрения все в мире рано или поздно повторяется, все движется как бы по кругу, а источники движения и изменения нахо­дятся не внутри предметов и явлений, не в их внутренних противоречиях, а во внешнем толчке, во внешних по от­ношению к данному явлению силах. Метафизический ме­тод не признает коренных качественных преобразований и революционных изменений в окружающем нас мире, а пытается представить все в виде плавной эволюции и ма­лосущественных количественных изменений.

Метафизический и диалектический методы в корне противоположны друг другу. В наш бурный век, в эпоху глубоких революционных изменений и быстрого развития общественных отношений, экономики, науки, техники, культуры в целом, лишь то философское учение, которое опирается на диалектический метод и использует его для решения своих проблем, может успешно выполнять роль «духовной квинтэссенции своего времени» (002).

Слова «диалектика» и «метафизика» имеют древнегреческое происхождение. Первое из них вначале обозначало искусство или правило находить истину в споре путем сопоставления противоположных взглядов. Второе (в до­словном переводе означает «после физики») послужило названием главного философского труда выдающегося Древнегреческого философа Аристотеля (384—322 до п. э.). Из уважения к нему метафизикой на протяжении многих веков называли философию вообще. Однако с тех пор смысл этих слов в корне изменился, и мы будем вслед за К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным употреблять их в том смысле и значении, в каком они применя­ются в настоящем параграфе. Подробно сущность диалектического метода рассматривается в главе IV этой книги.

Читать дальше >

< К содержанию