ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

016 Философия античности

Первые философские учения возникли в VII - VI веках до н.э. в Древнем Китае, Индии и Греции. Возникнове­ние философии совпало с переходом от первобытнооб­щинного строя к классовому рабовладельческому обще­ству. Этот переходный период сопровождался острой борьбой имущих и неимущих, возникновением государ­ственности и начатков научных знаний, что определяло и характер основных философских учений, обосновывав­ших новый общественный миропорядок. Наибольший интерес для понимания современной философии пред­ставляет линия, идущая от древнегреческой философии. Все, что относится к истории Древней Греции и Рима, принято называть античным (от лат. antiquus — древ­ний). Античная философия складывалась на основе воз­никающих научных знаний. С самого начала она во многом противоречила и противостояла религиозно-мифологическому мировоззрению, сложившемуся в поздний период первобытнообщинного бесклассового строя. Воз­никающая наука, и в первую очередь математика, опи­ралась на доказательства, а не на веру. Доказательства играли большую роль в общественно-политической жиз­ни древнегреческих городов-полисов. В них впервые воз­никли демократические государства. Выдвигая своих кан­дидатов на выборные должности, сторонники различных политических взглядов и партий широко прибегали к философской аргументации, доказывая свою правоту и опровергая противников. Философия, обосновывавшая и развивавшая учение об истине и доказательствах, с са­мого начала оказалась вовлеченной в гущу политических событий. Разрабатывая правила систематизации знаний, их обоснования и доказательства, она пришла в проти­воречие с бессистемной и бездоказательной мифологией, основанной на вере.

Первоначально философия охватывала все знания, всю мудрость. В центре античной философии стоял во­прос о том, как устроен мир, можно ли объяснить его «из самого себя» и может ли человек обрести спокойст­вие и блаженство, познав строение мира. С самого на­чала в философии наметились материалистическое и идеалистическое направления. Представители первого направления считали, что основой (или субстанцией) мира являются вещественные элементы, с которыми мы повседневно сталкиваемся: вода, воздух, огонь или земля. Впоследствии Демокрит выдвинул учение о материальных неделимых частицах — атомах как основе мира. Древние материалисты были стихийными, бессознатель­ными сторонниками того, что материальный мир перви­чен, и полагали, что он предшествует даже богам. Напро­тив, идеалисты — Пифагор (ок. 570 — ок. 500 до н. э.), его последователи пифагорейцы и Платон — считали, что в основе мира лежат особые мыслительные явления: чи­сла (по Пифагору) или идеи (по Платону).

Рассматривая мир, греческие мыслители воспринимали его целиком как единый космос, в котором все те­чет, изменяется, исчезает и появляется. Этот взгляд был еще наивным, но вместе с тем диалектическим. Антич­ные мыслители поднялись до понимания того, что источ­ником движения и изменения отдельных явлений следует считать присущие им внутренние противоречия. Однако понимание ими развития было ограниченным; признава­лось, что в космосе все рано или поздно повторяется и нет ничего совершенно нового. Изучение изменений, дви­жения и строения космоса было центральной проблемой греческой философии и науки. Своей вершины они до­стигли в трудах Аристотеля, который систематизировал все доступные ему знания в области физики, биологии, нравственности и обществоведения и создал первое си­стематически разработанное учение о доказательствах. Подвергнув критике идеалистические взгляды своего учи­теля Платона, Аристотель сам не до конца избавился от идеализма. Он, в частности, считал, что движение мира вызвано неким внешним толчком, перводвигателем. Взгляды Аристотеля оказали большое влияние па после­дующее развитие философии.

Читать дальше >

< К содержанию