017 Философия средних веков

Упадок античного общества, вызванный внутренними противоречиями, привел к возникновению феодализма. Сформи­ровалась новая феодальная средневеко­вая культура. Господствующее место в ней занимали хри­стианская религия и церковь. Богу, архангелам и анге­лам на небе соответствовали короли, герцоги и бароны на земле. Христианство, став господствующей религией, наиболее полно выражало интересы господствующего класса и обосновывало его идеологию. Для оправдания и подтверждения истинности христианства средневековые богословы вынуждены были обратиться к философскому наследию прошлого. Они использовали при этом идеалистические взгляды Платона и учение о логических доказательствах Аристотеля, которые были приспособлены на протяжении средних веков (примерно V—XIV вв.) к нуждам христианства. Философия становится в это вре­мя служанкой богословия. В центре ее внимания — бог и отношение к нему человека. Философию начали изу­чать в университетских школах (от греч. schole — шко­ла), а ее преподавателей стали называть схоластами. Разрабатывая сложнейшие доказательства бытия божь­его, схоласты очень скоро утратили всякую связь с жизнью, с практическими нуждами общественного раз­вития. С тех пор оторванную от жизни, крайне запутан­ную и усложненную философию называют схоластикой. Однако и в средние века не исчезала, хотя и крайне слабая, материалистическая традиция. Подвергаясь гоне­нию со стороны церкви и схоластики, философы, поддер­живавшие материалистическую традицию, пытались до­казать, что мышление человека, особенно язык, есть сред­ство описания и познания действительно существующих вещей. К концу эпохи средневековья схоластика оконча­тельно себя изжила и стала тормозом на пути зарождав­шейся науки Нового времени, препятствуя развитию но­вой культуры, нового общества.

Читать дальше >

< К содержанию