018 Философия и культура Возрождения

Уже в XIV и XV веках сначала в Ита­лии, а затем и в других европейских странах складываются буржуазные об­щественные отношения. Новый общест­венный класс — буржуазия — рвался к власти. В борьбе со старой идеологией и освящавшей феодализм рели­гией начала формироваться новая, буржуазная культура, получившая название культуры Возрождения. Идеологи поднимавшейся буржуазии призывали к возрождению античной культуры, философии и науки. Художники, скульпторы, философы, поэты и ученые этой эпохи, по существу, разрушали схоластику и связанную с ней за­стойную, утратившую жизнеспособность культуру сред­невековья.

Христианство учило, что творцом мира является бог, человек же пассивен, покорен ему, хотя и наделен ду­шой. Весь остальной мир — это лишь сцена, на которой человек живет по сценарию, созданному богом. Философия Возрождения, напротив, считала человека творцом своей судьбы. Она выдвигала на первый план яркую, му­жественную фигуру человека-творца, энергичного деятеля своей эпохи. Это представление о человеке нашло выражение в живописи, скульптуре и литературе Возрождения, особенно в произведениях Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Петрарки, Данте и других. Мысли­тели Возрождения, говоря об активной человеческой лич­ности, ставили в центре Вселенной человека и искрение думали, что они отстаивают общие интересы людей всех эпох. В действительности же они выражали интересы нарождавшейся буржуазии и воспевали ее человеческий идеал: сильную энергичную личность, индивидуалиста, идущего к своим целям вопреки всем препятствиям, которые ставят на его пути сословные феодальные отношения, средневековые предрассудки, государство и право. В этом ярко проявлялась глубокая связь философии с мировоззрением данной исторической эпохи.

Читать дальше >

< К содержанию