020 Вклад русской общественной мысли в развитие философии

Большой вклад в развитие философии был сделан русской общественной мыслью. Взгляды крупнейших русских мыслителей конца XVIII и начала XIX в. А. П. Радищева (1749-1802) и П. Я. Чаадаева (1794—1856), складывавшиеся под влиянием Французской буржуазной ре­волюции конца XVIII в. и последовавших за ней собы­тий европейской истории, были проникнуты критическим пафосом, направленным против деспотизма, социальной несправедливости и крепостничества. П. Я. Чаадаев од­ним из первых поставил, хотя и на религиозно-идеали­стической основе, вопрос о всемирной значимости исто­рической судьбы России. Вершиной в развитии социаль­ной философии в домарксистской общественной мысли явились воззрения русских революционных демократов. Характеризуя воззрения А. И. Герцена (1812—1870), В. И. Ленин отмечал, что он вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом. Эта оценка справедлива и по отношению к таким выдающимся мыслителям, как В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и другие. В понимании основного вопроса философии они были материалистами, но в силу конкретных исторических условий не смогли до конца преодолеть идеалистический подход к обществу. Главным их достижением явилось отчетливое осознание того, что переустройство общества и установление справедливой социальной орга­низации возможны лишь революционным путем, а сама революция возможна лишь как революция широких на­родных масс. Однако в условиях отсталой крепостнической царской России со слабыми зачатками промышлен­ного капитализма они считали главной революционной силой демократических и социалистических преобразова­ний крестьянство, а не рабочий класс, еще не сложив­шийся и не окрепший к этому времени. Революционно-демократический характер воззрений передовых русских мыслителей XIX века снискал им высокую оценку со стороны создателей марксизма-ленинизма.

 

Вместе с тем было бы неверно представлять развитие русской философской мысли одноцветным и лишенным острых противоречий. В конце XIX и начале XX века получили распространение идеалистические философские воззрения В. С. Соловьева (1853—1900) и некоторых рус­ских философов. Они содержали определенный положи­тельный элемент, состоявший в подчеркивании значения человеческой личности, гуманизма и нравственного совершенства, однако решали эту проблематику, исходя из идеалистического, а нередко и религиозно-мистического понимания человека и его взаимоотношения с обществом.

Читать дальше >

< К содержанию