021 Философские, социальные и научные предпосылки марксистской философии

Марксистская философия возникла в первой половине XIX века. Процесс ее возникновения и развития был подго­товлен и обусловлен всем ходом об­щественной жизни. Совокупность усло­вий, приведших к созданию принципиально нового философского учения, принято называть его предпосылками.

Важнейшей социальной предпосылкой возникновения марксистской философии явилось развитие промышленно­го рабочего класса, сопровождавшееся ростом его рево­люционности. В 30-е и 40-е годы прошлого столетия революционные выступления рабочего класса в наиболее развитых капиталистических странах Европы воочию по­казали, что этот класс уверенно выходит на авансцену всемирной истории. В условиях поднимавшегося промыш­ленного капитализма рабочий класс являлся наиболее сплоченной, организованной общественной силой. Это было связано с самим характером промышленного производства, сплачивавшего и организовывавшего большие массы трудящихся. В отличие от всех других эксплуати­руемых классов, рабочему классу присуща особая исто­рическая миссия. Рабы, средневековые крепостные и це­ховые ремесленники, борясь против угнетения и эксплуа­тации, никогда не ставили перед собой цель уничтожить эксплуатацию вообще и создать бесклассовое общество. Для таких требований не было и объективных историче­ских условий. Напротив, рабочий класс, для того чтобы освободить себя, должен ликвидировать эксплуатацию человека человеком и освободить всех трудящихся, всё человечество от власти меньшинства, от социального и экономического неравенства и политического угнетения. Для этого он должен в корне преобразовать все общест­венные отношения. Предшествующие попытки преобра­зовать мир терпели поражение, так как исходили из стремления прежде всего изменить общественное созна­ние, идеи, нравственность людей. Революционное движе­ние пролетариата объективно выдвигало задачи создания такой идеологии и мировоззрения, которые нацеливали бы на первоочередное преобразование общественного бы­тия, общественно-экономических отношений. Поэтому сама историческая миссия рабочего класса настоятельно требовала выработки материалистического понимания истории, нового понимания целей философии как методологии (004) революционного преобразования общества. Иными словами, она приводила к необходимости соединить материалистическое мировоззрение с революционной идеологией и диалектическим методом познания и деятельности.

Вторая предпосылка была связана с особенностями развития науки середины второй половины XIX века. Наука XVII—XVIII веков была проникнута духом меха­ницизма (019). В XIX веке были сделаны великие откры­тия, приведшие к пониманию того, что в природе, как и в обществе, все явления взаимосвязаны и находятся в не­прерывном развитии, в ходе которого постоянно возни­кает нечто новое и отмирает старое. Открытие того, что живые организмы состоят из микроскопических клеточек, обнаружило вопреки библии и средневековой теологии единство человека и его строения со всей живой приро­дой. Открытие и экспериментальное подтверждение за­кона сохранения энергии показали, что движение мате­рии вечно и неуничтожимо: одни формы движения и энергии могут переходить в другие, но не могут исчезнуть. Это подтверждало, с одной стороны, материальное единство мира, а с другой — многообразие форм его су­ществования и движения. Открытие Дарвином теории биологической эволюции выявило, что источником разви­тия живой природы является внутривидовая и межвидо­вая борьба. Это наводило на мысль, что любое развитие осуществляется не в силу внешнего толчка, а в резуль­тате разрешения внутренних противоречий. Старый мета­физический и механистический материализм уже не со­ответствовал новым научным данным. Наука настоятель­но требовала соединения материализма с диалектическим методом познания. Открытие Д. И. Менделеевым перио­дического закона химических элементов доказало, что и в неорганическом мире действуют общие законы диалекти­ческого развития, и тем самым придало этому требова­нию общенаучный характер.

Третья предпосылка обычно называется философской. Дело в том, что в самом развитии предшествующих фило­софских учений были подготовлены необходимые усло­вия для возникновения философии диалектического мате­риализма.

В трудах Гегеля и его предшественников был разра­ботан диалектический метод познания. Ф. Энгельс, оце­нивая вклад Гегеля в развитие диалектики, указывал, что он «впервые представил весь природный, историче­ский и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерыв­ном движении, изменении, преобразовании и развитии...» Этим определяется значительный вклад диалектики Гегеля в идейную подготовку философии марксизма. Однако его диалектика страдала тремя большими не­достатками: 1) она была создана на основе идеализма, то есть сосредоточивалась лишь на изучении развития форм мышления; 2) материя признавалась пассивной, поэтому отрицалось развитие в природе, что противоре­чило открытиям новой науки; 3) утверждалось, что об­щественное развитие происходило лишь в прошлом, что оно завершено в немецком буржуазном государстве, где буржуазное общество достигло совершенства, а следо­вательно, дальнейшее развитие и создание более справед­ливого, бесклассового общества невозможно. Фейербах, как уже указывалось, отбросил гегелевский идеализм. Но вместе с идеализмом он отбросил и диалектику. Его соб­ственный материализм был поэтому метафизическим, недооценивал роль классовой борьбы и общественных противоречий как источника развития и не распространялся на понимание общественной жизни.

Однако, несмотря на свою историческую ограниченность, диалектика Гегеля и материализм Фейербаха яви­лись крупнейшими достижениями домарксистской фило­софии и были использованы К. Марксом и Ф. Энгельсом для создания новой, революционной философии. Разуме­ется, идеалистическую диалектику Гегеля и метафизиче­ский материализм Фейербаха нельзя было взять в готовом виде, механически, примитивно соединить и использовать для решения новых социальных задач революцион­ного преобразования общества. Диалектика Гегеля стоя­ла, по образному выражению К. Маркса, на голове, и её нужно было перевернуть с головы на ноги. Материализм Фейербаха был непоследовательным и ограниченным и также нуждался в коренном преобразовании. Выявив ра­циональное зерно и прогрессивные элементы в трудах этих мыслителей, обобщив новейшие достижения науки и тщательно проанализировав уроки революционного рабочего движения, К. Маркс и Ф. Энгельс сумели создать принципиально новую идеологию, новое мировоззрение и обосновывающую их философию диалектиче­ского материализма.

Читать дальше >

< К содержанию