204 Способ производства — основа развития и функциони­рования общества

В реальной жизни люди выполняют различные виды деятельности. К их числу относятся: семейно-бытовая деятельность, производственная, политическая, научная, педагогическая, религиозная, военная, спортивная и др. Выполняя ту или иную деятельность, люди вступают в определенные отношения друг с другом. Мыслители предшествующих эпох, как правило выражавшие интересы господствующих классов общества, отводили главенствующую роль духовной деятельности. Это происходило потому, что деятельность по производству духовной культуры, то есть по выработке философских, религиозных, политических, научных и других идей, была привилегией господствующих классов.

Выдающимся достижением исторического материализма явилось понимание того, что подлинной основой развития общества, основой всех других видов деятельности, в том числе и духовной деятельности, является процесс труда, то есть производства материальных благ. Это положение, кажущееся нам простым и понятным, было для своего времени (когда его выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс) настоящим переворотом в понимании общественной жизни.

В предыдущей главе было показано, что труд и предметно-практическая деятельность в целом (127) — главная причина выделения человека из царства животных и основа возникновения сознания. Труд является основой исторического развития и функционирования общества. Что же представляет собой процесс труда, какова его структура? Основными элементами этого процесса являются: 1) человек с его знаниями и навыками; 2) орудия труда, механизмы, инструменты, технические приспособления; 3) предметы или объекты труда, находимые человеком в природе или созданные им, из которых он с помощью орудий изготавливает готовую продукцию. Орудия и предметы труда, взятые вместе, называются средствами производства. Они материальны и существуют объективно. Человек с его знаниями и навыками, а также соответствующие средства производства образуют производительные силы общества. Это та сторона производства, которой человек обращен к природе. Воздействуя с помощью орудий на окружающий мир, человек видоизменяет его, придает окружающим явлениям и процессам форму, наиболее пригодную для удовлетворения своих потребностей. Изменяя окружающий мир, человек изменяется и сам. Вслед за изменением орудий, средств производства в целом происходит изменение и развитие знаний и навыков трудящихся. Вследствие этого повышается и уровень развития производительных сил, ускоряется их совершенствование. Так, создание новых искусственных материалов, например капроновых нитей (предмета труда), привело к созданию новых прядильных машин, а это потребовало новых производственных знаний и навыков. Последние в свою очередь позволили усовершенствовать эти машины и всю тех­нологию производства, что в общем способствовало развитию производительных сил. Мы видим, таким образом, что производительные силы включают в себя как чисто материальные составляющие (орудия, механизмы и т.д.), так и духовные составляющие (производственные знания и навыки), однако ведущей, определяющей стороной развития производства являются материальные составляющие. При этом человек, трудящийся является главной производительной силой, так как именно он приводит в действие орудия труда и содействует изменению средств производства в целом. В наши дни для развития производительных сил необходимы уже особые, научные знания. Поэтому наука становится непосредственной производительной силой, роль знаний непрерывно возрастает (311).

Осуществляя производственную деятельность, люди вступают в не зависящие от их воли и сознания производственные отношения. Таким образом, процесс производства материальных благ, или способ производства, имеет две взаимосвязанные стороны — производительные силы и производственные отношения. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения — его форму (112). Содержание является определяющей, ведущей стороной каждого явления. Однако и форма играет важную активную роль: она содействует развитию явления, если находится в соответствии с содержанием, и препятствует ему, когда такое соответствие нарушено.

Между двумя сторонами способа производства существует, следовательно, объективная и необходимая, то есть закономерная, связь. Эта связь была впервые открыта и исследована К. Марксом и может быть сформулирована как особый объективный закон, регулирующий развитие любого способа производства. Закон этот называется законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Он утверждает, что материальное производство развивается тем успешнее, чем полнее производственные отношения соответствуют производительным силам. Однако такое соответствие никогда не бывает абсолютно полным и постоянным. Будучи наиболее подвижной стороной любого способа производства, производительные силы в своем развитии рано или поздно опережают производственные отношения. Наступает несоответствие между производительными силами и производственными отношениями. Из движущей силы производства производственные отношения становятся их тормозом, и тогда появляется объективная необходимость создания новых производственных отношений. В результате этого возникает новый способ производства, а вместе с ним изменяются и все общественные отношения, все другие виды общественной деятельности. Как видим, производственные отношения играют очень важную роль в развитии и совершенствовании способа производства. Говоря, что эти отношения устанавливаются независимо от воли и желания людей, мы подчеркиваем их объективный, материальный характер. Но ведь люди, вступая в отношения друг с другом, например отношения сотрудничества или конкуренции, взаимопомощи или борьбы, понимают, что они делают, так или иначе осознают свои поступки. Почему же в таком случае можно говорить, что их отношения, складывающиеся в процессе производства, объективны?

Рассмотрим внимательнее производственные отношения. Они включают: 1) отношения собственности на основные средства производства, прежде всего орудия труда; 2) отношения, непосредственно возникающие в процессе производства, которые К. Маркс называл «обменом деятельностью»; 3) и, наконец, отношения, связанные с распределением продуктов труда, то есть отношения распределения. Определяющими среди всех производственных отношений являются отношения собственности, от которых зависят остальные производственные отношения. От типа собственности зависит и тип способа производства.

В период культа личности И. В. Сталина под влиянием его работ (024) в нашей литературе получило распространение крайне упрощенное понимание типов собственности и способов производства. Признавалось лишь пять основных типов собственности: первобытнообщинная собственность (примитивная коллективистическая), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, высшей формой которой является коммунистическая. В соответствии с этим считалось, что в истории человечества существовали и последовательно сменяли друг друга пять способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический (коммунистический). Все, что не укладывалось в эту пятичленную схему, призванную обосновать упрощенный и прямолинейный взгляд на историю человечества, подправлялось, переделывалось и втискивалось в прокрустово ложе «пятичленки» вопреки живой исторической реальности.

Однако вопрос о типах и структуре собственности и о многообразии соответствовавших им способов производства гораздо сложнее и глубже. К. Маркс, например, писал не только о классической, рабовладельческой, собственности, развивавшейся в Древней Греции и Древнем Риме, и соответствующем рабовладельческом способе производства, но и о так называемом азиатском способе производства и лежащих в его основе сложных видах собственности, соединявших в себе домашнее и государственнное рабовладение с элементами общинной и мелкой частной собственности. В. И. Ленин, характеризуя экономику переходного периода в нашей стране, говорил о пяти различных укладах, то есть способах экономической и производственной деятельности и соответствующих им типах собственности. К числу таких укладов он относил государственный капитализм, мелкотоварное, патриархальное, капиталистическое и социалистическое производство. Детальный анализ различных типов собственности и способов производства — задача исторической и экономической науки, исследующей, где и когда возникли и развивались, менялись и исчезали те или иные типы собственности и основанные на них способы и формы производственной деятельности. Задача же философии состоит в формулировании методологического принципа, согласно которому всякое упрощение, огрубление и схематизация общественной жизни препятствуют материалистическому пониманию истории и закономерностей ее развития.

Важно понять, что собственность — это не свойство вещей, как утверждали многие буржуазные философы и экономисты. Один и тот же станок в системе капиталистического производства является частной собственностью, а в системе социалистического производства оказывается социалистической общественной собственностью. Собственность — это особый вид таких отношений «по поводу вещей», являющихся средствами производства, в которые люди вступают с объективной исторической необходимостью в зависимости от характера и уровня развития своих производительных сил. Например, при наличии каменных орудий труда в первобытном обществе люди не могут вступить в частнокапиталистические отношения, основанные на частной собственности и присвоении капиталистической прибыли. Существующий здесь низкий уровень производительных сил просто не в состоянии обеспечить производство прибыли. Коллективистские первобытнообщинные отношения, основанные на общественной собственности на средства производства, устанавливаются поэтому не по воле и сознанию первобытных людей, а в соответствии с характером и уровнем развития материальных производительных сил.

В современном капиталистическом обществе производительные силы основаны на сложной технике с применением автоматов и роботов. В процесс производства втянуты миллионы людей. Следовательно, производительные силы носят здесь общественный характер. Производственные же отношения основаны в данном случае на частно­капиталистической форме собственности, которая соответствовала характеру и уровню развития производительных сил, сложившихся на ранних стадиях развития капитализма. В тот период частнокапиталистические производственные отношения наиболее полно соответствовали производительным силам общества и открывали простор для их быстрого развития. Частная собственность по-прежнему остается основой современных капиталистических производственных отношений. Как и прежде, их цель — обеспечить высокую прибыльность производства. Поэтому они стимулируют рост техники, производительности труда и дают импульс общему развитию производительных сил. Но это сопровождается значительной безработицей и нарастанием прежде всего нервных и физических нагрузок трудящихся, в чем наряду с повышением общего уровня эксплуатации проявляется несоответствие производственных отношений, основанных на частной корпоративной собственности, общественному характеру производительных сил. Их радикальное преобразование могло бы создать более благоприятные условия для развития производства, а следовательно, и общества в целом.

Следовательно, каждый раз, когда под воздействием закона соответствия производственных отношений производительным силам устанавливается новый тип собственности, изменяются и другие определяемые собственностью отношения. Прежде всего это проявляется в сфере распределения материальных благ. В капиталистическом обществе тот, кто обладает крупным капиталом, получает и наиболее значительную прибыль. При этом богатые становятся еще богаче, а бедные — еще беднее. В социалистическом же обществе распределение материальных благ и общественных фондов должно осуществляться прежде всего с учетом количества и качества затрачиваемого труда. Разумеется, и в том и в другом случае, и при капитализме и при социализме, в зависимости от конкретной обстановки, от рыночной конъюнктуры, от предложения и спроса на труд и ряда других условий формы распределения материальных благ могут видоизменяться, может колебаться уровень заработной платы, получаемой рабочими и служащими, может изменяться прибыльность предприятий и т. п. Но глубинная зависимость распределения от господствующего типа собственности остается. Следовательно, с изменением способа производства вся совокупность производственных отношений становится принципиально иной.

Люди могут осознать неизбежность таких глубоких общественных преобразований и содействовать им; они могут также противодействовать им, отстаивая интересы господствующих классов, заинтересованных в сохранении старых производственных отношений. Однако они не могут предотвратить установление социалистических производственных отношений, ибо это обусловлено объективным характером развития материальных производительных сил. Именно в этом смысле тип производственных отношений, которые характеризуют данный способ производства, и прежде всего тип собственности, определяющий все другие производственные отношения, носит объективный характер и не зависит от воли и желания людей. Люди могут в большей или меньшей мере содействовать или препятствовать действию объективных законов развития производства, и прежде всего закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, но не могут уничтожить эти законы, преобразовать или приостановить их действие.

Рассматривая развитие общества, К. Маркс подчеркивал, что исторические эпохи отличаются друг от друга не том, что люди производят, а тем, как они производят, то есть способом производства. Люди производят не только материальные вещи. Они «производят», то есть создают, вырабатывают, религиозные, философские, политические и научные взгляды, создают произведения искусства, моральные нормы, юридические законы и т. д. Их создание относится к духовному производству, но последнее во многом зависит от способа производства материальных благ. Известно, что для создания произведений искусства и литературы необходимы соответствующие материальные предметы и условия. Изменение способа производства материальных благ влияет, следовательно, и на изменение духовного производства, а деятельность, осуществляемая людьми в процессе производства, и возникающие на ее основе отношения определяют все другие виды общественной деятельности и общественных отношений. Таким образом, способ материального производства оказывается основой развития и функционирования общества, а управляющие им объективные законы лежат в основе всех других закономерностей общественного развития.

Читать дальше >

< К содержанию