227 Правосознание и право

Важную роль в жизни общества играют правосознание и право. В своей общественной жизни люди придерживаются определенных норм и правил поведения, Они возникают исторически и изменяются с развитием общества. С возникновением классов формируется особая система норм и правил (а также мер наказания за их нарушение), которые выгодны господствующему классу и одобрены, санкционированы государством. Эти нормы и правила образуют право. Право, следовательно, существует не вечно. Оно возникает лишь в классовом обществе и тесно связано с деятельностью государства, политикой, политической борьбой. Право — это система одобренных государством законов, выражающих волю господствующего класса данного общества. С развитием государственности появляются специальные органы, которые разрабатывают и издают законы (законодательные органы), следят за их выполнением  (прокуратура), карают за их нарушение (суды, органы охраны порядка) и поддерживают одобренный законом общественный порядок. Все эти учреждения, связанная с ними правовая деятельность и само право отражаются и осознаются особой формой общественного сознания — правосознанием.   Правосознание   вырабатывает такие понятия, как «справедливость», «законность», «общественный порядок»,  «преступление»,  «наказание», а также различные правовые взгляды и теории, с помощью которых  обосновываются  и  разрабатываются  правовые нормы и законы в соответствии с господствующими в данном обществе представлениями о справедливости, законности, порядке и т. д.

Правосознание, право и правовые учреждения входят в надстройку соответствующих общественно-экономических формаций и содействуют укреплению их базиса.

Идеологи господствующих классов всегда пытались выдавать право за нечто вечное и незыблемое. Одни из них утверждали, что право выражает неизменную сущность человека. Другие ссылались на его божественное происхождение, на авторитет священного писания, третьи видели в праве изъявление народной воли, неизменной и постоянной во все времена. Верно ли это?

Прежде всего следует указать, что перечисленные взгляды не соответствуют объективной действительности, историческим фактам. Известно, например, что многие народы, задержавшиеся в своем историческом развитии, избежали классового деления. У них не было государственной власти, а следовательно, и права. В своей повседневной жизни они руководствовались нормами морали, обычаями и традициями. Известно также, что представление о справедливости, законности и т. д. менялось от эпохи к эпохе. В рабовладельческом обществе торговля рабами считалась справедливым и законным актом. В современном обществе торговля людьми рассматривалась бы как грубое нарушение права и справедливости. В феодальном обществе право носило сословный характер. Выкуп за убийство крепостного, свободного крестьянина и горожанина был меньше, чем выкуп за убийство феодала. Так феодальное право защищало власть королей, сеньоров. Следовательно, правосознание и право каждой исторической эпохи вырастают на почве определенного общественного бытия, отражают его и благодаря этому могут оказывать на него активное обратное воздействие.

Типичной чертой буржуазного права является его формальность. Она состоит в том, что, провозглашая равенство всех граждан перед законом, свободу собраний, демонстраций, передвижения, неприкосновенность личности, предоставляя большинству населения избирательные права и т.д., буржуазное право ничем не гарантирует и не обеспечивает осуществление провозглашенных им «прав» и «свобод». О каком действительном равенстве граждан, о какой свободе и каких правах человека может идти речь в обществе, разделенном на бедных и богатых, в обществе, где есть миллионы безработных и обездоленных?! Именно поэтому В. И. Ленин подчеркивал «узость и формальность» буржуазного права. Однако и это ограниченное право в условиях буржуазной демократии может быть использовано трудящимися для борьбы за свои интересы, для создания своих легальных политических и профессиональных организаций. Поэтому с обострением классовой борьбы и нарастанием революционной ситуации буржуазия стремится установить военно-полицейскую диктатуру фашистского типа, отказываясь при этом от уже достигнутого уровня буржуазно-демократического права и правосознания. В этих условиях борьба за демократические права становится одной из важнейших задач рабо­чего класса, всех трудящихся.

Социалистическое право и правосознание коренным образом отличаются от буржуазного. При социализме нет антагонистических классов. Права и обязанности граждан, закрепленные в законодательных актах, выражают интересы всего общества, всех слоев населения. Их осуществление гарантируется всем общественным и государственным строем, социалистической собственностью на средства производства и высокой степенью социальной однородности общества. Государство строго следит за соблюдением норм социалистической законности и карает за их нарушения.

В условиях социализма происходят глубокие изменения в области правосознания. Коренным образом изменяются понятия о справедливости, законности, преступлении, наказании, правовых отношениях и т.д. Они наполняются новым смыслом, отражающим изменения в самих общественных отношениях и сознании людей. Справедли­вым в нашем обществе считается лишь то, что служит интересам всего народа и вместе с тем содействует гармоническому развитию каждой личности. Преступным считается действие, направленное против Советского государства, социалистического строя, социалистической собственности, личности, достоинства и личной собственности каждого человека. Правосознание отражает и выражает уже не интересы одного какого-либо класса, а интересы всего народа. Сам характер наказания за нарушение законов в корне изменился. В нашем обществе наказание не противопоставляет преступника обществу, а призвано прежде всего перевоспитывать его, с тем чтобы он мог стать сознательным, честным и полноценным гражданином общества. Воспитательная функция правосознания играет все большую роль по мере совершенствования социалистического общества и в процессе развития социалистического самоуправления.

В периоды крутых исторических поворотов и резких социальных перемен историческое значение правосознания стремительно возрастает. Лежащие в его основе по­нятия добра и зла, справедливости и несправедливости, законности и беззакония, правомочности и неправомочности пересматриваются, переосмысливаются, наполняясь новым содержанием и стимулируя более или менее значительные изменения в самом институте права. Процессы такого пересмотра сложны, а подчас и болезненны. Именно так совершаются изменения в области правосознания в период революционной, по существу, перестройки, совершающейся сейчас в нашем обществе.

В период культа личности, а затем и в годы застоя в результате нарушения законности, необоснованных репрессий, деформации ряда моральных и правовых принци­пов, особенно принципа социальной справедливости и принципа распределения по труду, в нашей стране не только участились различного рода противоправные дей­ствия, произошел рост некоторых видов преступности, усилились коррупция, бюрократизм, местничество, груп­повщина и другие негативные явления, но и ослабло правовое воспитание трудящихся, снизился уровень правовой культуры и правосознания.

Развитие  демократии  невозможно  без  того,  чтобы каждый член общества, каждый активный гражданин в полной мере осознавал свои права и обязанности. С другой стороны, деятельность судов, прокуратуры, органов охраны порядка и других правовых организаций тем эффективнее, чем больше они опираются на поддержку широких  слоев  трудящихся.  Проводимая  в  нашей  стране радикальная экономическая реформа требует не только систематизации и приведения в порядок многочисленных законов, правил, инструкций, осуществляющих правовую регуляцию хозяйственной деятельности, но и серьезного осознания ряда новых правовых проблем, которые возникают в связи с получением трудовыми коллективами новых прав и большей самостоятельностью предприятий и объединений. Все это говорит о том, что роль правового сознания в системе развивающегося социализма непрерывно возрастает, а его содержание качественно усложняется. Вместе с тем решение правовых проблем требует четкого осознания тех принципов и установок, которыми следует руководствоваться при разработке новых законоположений. Следовательно, возрастает роль методологии и всей социальной философии марксизма, обосновывающей эти принципы и установки с учетом фундаментальных задач и целей, стоящих перед нашим обществом.

Читать дальше >

< К содержанию