513 Эксперимент и наблюдение в научном познании

Если астроном с помощью радиотеле­скопа улавливает радиоволны или рент­геновское излучение, идущее из таинст­венной глубины космоса, то он может открыть звезду или скопление звезд, невидимых в обычный оптический телескоп. Наблюдая поведение животных в лаборатории или природных усло­виях, биолог может обнаружить неизвестные ранее зако­номерности этого поведения. Наблюдение основано на процессе получения чувственных впечатлений, зритель­ных, слуховых и других ощущений. Значительная часть информации, которую человек получает в обыденной жизни, на производстве и в научном исследовании, основана на наблюдении. Однако научные наблюдения каче­ственно отличаются от повседневных. Они ведутся, во-первых, с помощью специальных приборов, инструментов и аппаратов; во-вторых, как правило, по специальной программе, по плану, над заранее определенными объек­тами; в-третьих, преследуют строго определенную цель — не простое накопление несвязанных фактов, а сбор таких фактов, которые позволяют выдвинуть новые гипотезы или проверить ранее выдвинутые; в-четвертых, часто про­изводятся над предметами и процессами, как правило, не встречающимися в повседневной жизни. Наконец, в-пятых, они должны отвечать требованиям высокой точности, достоверности и т. д. И все же даже наиболее сложные и точные научные наблюдения не позволяют проникнуть в самую глубину, в самую сущность явления. Почему?

Любое наблюдение, хотя бы и выполненное с помощью самых совершенных приборов, оставляет изучаемое явление в том виде, в каком оно существует в природе, не изменяет, не преобразует его. Чтобы понять внутренние глубинные связи того или иного предмета, его нужно преобразовать, изменить и выяснить, как он ведет себя в процессе преобразования. Для этого данный предмет необходимо как бы вырвать из обычных связей и условий, поместить в другие условия, изменить режим его деятельности, разложить на части, столкнуть с другими предме­тами, заставить работать и действовать в неожиданных обстоятельствах. Это и составляет содержание научного эксперимента, или экспериментального исследования. Экс­перимент, следовательно, есть особая научная форма практики. В ходе эксперимента наблюдения уже прово­дятся не пассивно, а активно, в форме «живого созерца­ния». Так как эксперимент проводится по точно установ­ленным правилам, с заранее заданной целью — подтвер­дить или опровергнуть те или иные гипотезы, получить новые факты для формулирования новых законов и тео­рий, то он оказывается важнейшим средством научного познания.

Принято различать несколько видов научных экспе­риментов: 1) поисковые, нацеленные на обнаружение новых явлений, новых свойств или ранее неизвестных связей между явлениями; 2) проверочные, целью кото­рых является подтверждение или опровержение гипотез и оценка их точности; 3) конструктивные, в ходе которых создаются или конструируются новые вещества, новые устройства или материалы, не существовавшие ранее в природе; 4) контрольные, цель которых — проверка и отладка измерительных приборов, аппаратов и инструментов.

Довольно часто все эти виды экспериментальной деятельности переплетаются в одном эксперименте. Так, например, запуск космических лабораторий на Венеру позволил подтвердить правильность ряда положений общей теории относительности (проверочный эксперимент), обнаружить новые явления в атмосфере и на поверхности планеты (поисковый эксперимент), при этом были созданы совершенно новые устройства и аппараты (конструк­тивный эксперимент) и проверена точность и надежность действующей аппаратуры (контрольный эксперимент). Отличительная особенность современной науки состоит в том, что эксперимент как общенаучный метод познания находит теперь широкое применение не только в естест­вознании и технике, но и в общественной жизни.

В условиях научно-технического прогресса экспериментальные методы познания и преобразования действи­тельности получают широкое распространение во всех сферах промышленности, сельского хозяйства и управле­ния. Научно организованные эксперименты все чаще про­водятся заводами, фабриками, агропромышленными ком­плексами и производственными объединениями для того, чтобы найти или проверить новые формы организации труда, управления, внедрить новую технику и передовую технологию. В этом обнаруживается один из мощных ме­ханизмов влияния науки на общественную практику. И этим же объясняется, почему понимание роли экспери­мента в познании и практической деятельности необходи­мо каждому сознательному человеку.

Читать дальше >

< К содержанию