Глава VI

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

601 Беседа о сущности человека и смысле жизни

 

Начнем данную, заключительную главу с беседы. На этот раз ее будут вести Читатель, проработавший весь предыдущий материал, и Философ, стоящий на позициях диалектического материализма.

Читатель (Ч.). В самом начале книги говорилось о том, что знание философии, прежде всего марксистско-ленинской, необходимо для того, чтобы понять сущность чело­века, его место в современном мире, смысл и назначение его жизни, чтобы разобраться в наиболее острых пробле­мах современности.

Диалектический материалист (Д. м.). Совершенно верно, и мы действительно постоянно обсуждали эти вопросы. В первой главе, например, мы рассмотрели основной воп­рос философии — вопрос об отношении сознания к мате­рии. Это ведь и есть, по существу, вопрос об отношении человека к миру в целом. Во второй главе мы продолжили обсуждение, рассмотрев отношения общественного бытия и общественного сознания, материально-производственной и духовной деятельности людей. В третьей главе было по­казано отношение человеческого общества к природе.

Наконец, изучив законы диалектики и познакомившись с теорией познания диалектического материализма, мы подготовились и к тому, чтобы разобраться в остальных нерешенных вопросах.

Ч. Давайте тогда ими и займемся. Итак, в чем же сущность человека? Каков смысл его жизни? Зачем человек живет? Найти ответ на эти вопросы чрезвычайно трудно.

Д. м. Что же, по-вашему, затрудняет решение этих вопросов?

Ч. В мире, как мы знаем, несколько миллиардов людей, живущих в разных странах, людей разных национальностей и рас, мужчин и женщин, старых и молодых, принадлежащих к разным классам и общественным группам. У них разное образование, воспитание, разные характеры и цели, они по-разному понимают жизнь и свое место в ней. Можно ли в таком случае вообще говорить о какой-то единой сущности человека? О какой-то мало-мальски общей цели, о смысле жизни, приемлемом хотя бы для двух раз­ных людей, не говоря уж об обществе в целом?

Д. м. В самом вашем вопросе заключена возможность ошибки. Различия эти, по-вашему, так велики, что вы не допускаете наличия общих целей, какого-то общего смыс­ла жизни для общественных групп и классов. Вы полагае­те, что никакой общей сущности человека нет. Нет ниче­го, что объединяло бы людей. Это такая же крайность, как думать, что все люди одинаковы, что они безликие обще­ственные винтики. Однако существует диалектическое единство общего, особого и единичного (212). Наша философия не стремится предписать каждому человеку все его личные цели, не предписывает каждое отдельное действие и т. д. Человек и общество находятся в диалектическом единстве, поэтому ответ на эти вопросы можно получить лишь при условии, что мы признаем различия и общность людей, взаимосвязь личных и общественных интересов, взаимозависимость общественной и личной деятельности. Только при таком подходе можно попять, в чем сущность человека, в чем смысл его жизни.

Ч. Так в чем же эта сущность?

Д. м. На этот счет в истории философии было много разных ответов. Древнегреческие философы, например, считали, что сущность человека в том, что он сам по себе микрокосмос, то есть маленький живой подвижный мир, как бы повторяющий в сжатом виде окружающий его мир — макрокосмос. Однако дальнейшее развитие науки показало, что жизнедеятельность человека подчинена законам общественного развития, а окружающий мир разви­вается по законам природы. Жизнь опровергла античное понимание сущности человека. Средневековая христиан­ская философия видела сущность человека в его божест­венном происхождении, в том, что он обладает душой. Но душа создана богом раз и навсегда, а люди совершенно различны. Они враждуют, борются и совершают самые разные, даже антибожественные поступки. К тому же от эпохи к эпохе их образ жизни, вкусы и взгляды, само понимание жизни изменяются. Христианское понимание сущности человека тоже не выдержало испытания време­нем. Буржуазные философы, несмотря на все разнообразие своих взглядов, сходились в том, что видели сущность человека и его главную цель в господстве над природой, в господстве над другими людьми.

Ч. (перебивает). А в чем же смысл жизни и высшее проявление человечности?

Д. м. Подавляющее большинство людей — это трудящиеся, в условиях антагонистического общества — эксплуатируемые. Они не получают прибыли, не извлекают выгоды из этого господства. Более того, оно, как мы знаем, унижает человека и разрушает природу. Следовательно, господство и извлечение прибыли любой ценой не могут быть сущностью и смыслом жизни для большинства людей. Они определяют лишь сущность и цели горстки эксплуататоров.

Ч. Так как же понимает сущность человека, цель и смысл его жизни философия марксизма?

Д. м. Марксистская философия исходит из того, что человек прежде всего существо общественное. Он возник и обособился, выделился из мира животных благодаря труду. Действия, цели, взгляды и намерения человека в конечном счете определяются общественными отношениями, в которых он живет, и прежде всего производственны­ми отношениями.

К. Маркс писал: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действи­тельности она есть совокупность всех общественных отно­шений».

Ч. Если сущность людей данной эпохи определяется общественными отношениями, то не должны ли все люди, по крайней мере в данном обществе, быть одинаковыми, как близнецы? Так почему же отличаются поведение, вкусы, взгляды, жизненные цели, характеры разных людей?

Д. м. Не забывайте, что одна и та же сущность может проявляться по-разному, так как условия ее проявления всегда различны. Сущность всех алмазов одна и та же, она определяется тем, что алмазы состоят из ионов углерода, заключенных в определенных кристаллических решетках, но в природе нет абсолютно одинаковых кристалликов алмазов. Они хоть немного, но отличаются размером, цветом, прозрачностью, формой, наличием трещин и т. д. Это ре­зультат того, что они образовывались в разных услови­ях. А ведь люди и условия их жизни в миллиарды раз сложнее и разнообразнее. Проявлением человеческой сущности является личность. И не существует двух людей с полностью одинаковой личностью.

Ч. Что же такое личность? Чем она определяется?

Д. м. Она зависит в первую очередь от сущности человека, то есть от исторически меняющихся общественных отношений. Поэтому личность одной эпохи, принадлежа­щая к одному классу, существенно отличается от лично­сти другой эпохи и класса. На формирование личности влияют отношение к труду, к своему классу, семейное и школьное воспитание, уровень образования, степень ин­формированности и то, как развиты природные способно­сти данного человека. На личность влияют также темпе­рамент человека, отношение к нему других людей, само­оценка и т. д. и т. д. Поэтому при наличии общей сущно­сти каждая личность своеобразна и неповторима. В этом и обнаруживается диалектика общего, особого и единич­ного.

Ч. Из этого следует, что для понимания каждой конкретной личности нам нужно знать не только сущность человека как общественно-исторического существа, но и детали его жизни, особенности воспитания, биографиче­ские подробности и т. п.

Д. м. Совершенно верно.

Ч. Здесь возникает новый вопрос. Общественные отношения, а стало быть, и сущность человека меняются от эпохи к эпохе. К тому же сущность эта проявляется в мил­лиардах различных личностей, и все они имеют разные цели, по-разному относятся к жизни. Можно ли при этом говорить о едином для человечества или хотя бы для на­шей эпохи смысле и цели жизни?

Д. м. Безусловно, можно. И эта высшая цель — достижение свободы каждого человека и общества в целом.

Ч. Что же даст нам такая свобода?

Д. м. Она даст нам возможность полноценной, то есть творческой, жизни и полной самореализации.

Ч. Но почему так важно творчество, творческая жизнь и что такое самореализация?

Д. м. Любой процесс развития, как вы знаете,— это возникновение нового (401). В природе на создание но­вых материков, гор или рек уходят миллионы или сотни тысяч лет. Создание новых видов растений или животных занимает тоже многие тысячелетия или столетия. Современный человек создает искусственные реки и озера и ме­няет ландшафт местности за годы и месяцы. Мы научились за короткий промежуток времени создавать новые виды живых организмов с заранее заданными свойствами. Творчество — это и есть сознательное, целенаправленное создание нового в интересах человека, ради удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Люди всегда занимались творчеством, но чаще всего оно было стихийным. К тому же в эксплуататорских обществах оно было уделом немногих и не всегда шло на пользу челове­честву. Миллионы людей работали, подчиняясь нужде, чу­жой воле, ради непонятных им целей. Их прирожденные способности оказывались неразвитыми или развивались односторонне. Уровень производительных сил, образ жиз­ни и характер производственных отношений не позволяли людям осуществить в процессе материального труда и общественной жизни свои замыслы, способности, надеж­ды и идеалы. Для этого вообще не было объективных условий.

Самореализация и есть процесс осуществления, воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыс­лов, моральных и художественных норм, идеалов справед­ливого общественного устройства. Она неразрывно связа­на с творчеством, и притом с творчеством сознательным. Такое творчество возможно только при наличии подлин­ной свободы, которая достижима лишь в результате дол­гого и сложного развития человечества.

Ч. Но если люди будут свободны и каждый будет понимать жизнь по-своему, преследовать свои цели и т. д., то не приведет ли это к бесконечным столкновениям лю­дей? Одному для самореализации захочется написать му­зыку, и он будет с утра до вечера проигрывать ее на роя­ле, другому же эта музыка будет мешать, так как ему для решения математической задачи нужна полная тишина. Да и что выиграет человечество в целом, если каждый будет заниматься творческой самореализацией и сво­бодно действовать, не считаясь с другими? Ведь в об­ществе бывает и малоприятная, тяжелая, нетворческая работа.

Д. м. Вы путаете произвол и настоящую свободу. Не может быть свободным тот, кто действует во вред другим или во вред обществу. А чтобы понять, что выиграет человечество от творческого труда и самореализации каждого его члена и что выиграет при этом отдельная личность, давайте подробнее разберемся во всех этих вопросах и начнем с того, что такое свобода и необходимость.

Читать дальше >

< К содержанию