ПОСЛЕДНИЙ РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ

(вместо заключения)

Рассказывают, что над входом в храм в Дельфах, где знаменитая дельфийская пифия предсказывала будущее, была начертана надпись: «Человек, познай самого себя». Долгая история человеческой мысли и история человечества в целом показывают, что это совсем не простая зада­ча. Люди строили и разрушали города и целые государ­ства. Неплодородные земли они покрывали садами, а прекрасные пастбища и огромные леса превращали в пу­стыни. Люди создавали замечательные произведения ис­кусства, великие литературные шедевры, но они же раз­рушали величайшие памятники зодчества, сжигали биб­лиотеки, преследовали, а иногда и убивали великих фило­софов, астрономов, ученых, художников, поэтов и полити­ческих деятелей. Люди воевали и мирились, творили зло и добро, боролись за справедливость и отрицали саму ее возможность. Они дарили миру героев, но они же дали и величайших преступников. Так что же такое человек? Как его познать? Возможно ли такое познание и в чем его ценность?

Окружающий мир, который изучают естественные науки, сложен и прекрасен. Мы знаем теперь, как устроены атомы и элементарные частицы. Много известно и о види­мой Вселенной. Человек благодаря современной техноло­гии вышел в космос и создал компьютеры, совершающие миллиарды и триллионы операций в секунду, способные решать задачи, которые без вычислительной техники во­обще нельзя было бы решить. Но все действия человека, все его поступки очень противоречивы, разнородны, раз­нообразны и часто отрицают друг друга. Познать челове­ка и человеческое общество совсем нелегко, и уж тем более нелегко предсказать будущее человечества. Само познание окружающего мира приобретает смысл и значе­ние лишь при условии, что мы сможем ответить на во­прос, зачем это познание нужно, что оно дает человече­ству. Ни одна из специальных наук не дает, да и не может дать такого ответа. В то же время мы уже знаем, что познание мира осуществляется человеком и ради удовлетворения его потребностей. Мир, следовательно, нельзя познать, не поняв, в чем эти потребности, в чем смысл человеческого бытия, и наоборот, нельзя понять человека, не поняв мира, ибо человек — частица его, венец его длительного и сложного развития. Таким образом, оказывается, что решить две порознь взятые задачи — познать мир, отделенный от человека, и человека, противостоящего миру и отдельного от него,— совершенно не­возможно. Только выявление глубинного внутреннего единства этих вопросов позволяет нам подойти к правильному ответу.

Только найдя верный метод для обсуждения вопросов о месте человека в мире, о сущности отношений между человеком и внешней действительностью, мы сможем попять, в чем смысл человеческого бытия, каково назначение человека, какова цель истории. Такой метод и дает марксистско-ленинская и диалектико-материали-стическая философия. Она показывает, что нелегким пу­тем ошибок и открытий, подвигов и преступлений, неус­танной борьбы и мучительных поисков правды двигается человек к своим самым заветным целям — к свободе, справедливости, творчеству, к гармоническому расцвету своих способностей. Все мировые религии учат, что вели­чайший творческий акт — сотворение мира — есть удел бога. Человек, раскрыв и реализовав свои возможности, может далеко превзойти воображение создателей миро­вых религий. Он может создать справедливый, разумный и гуманный общественный порядок, в котором не будет униженных и оскорбленных, эксплуатируемых и бесправ­ных, преследуемых и преследователей, деспотических по­велителей и покорных подданных. Такое общество вместо господства над природой могло бы жить с ней в полной гармонии, и каждый не в ущерб другим мог бы наслаж­даться ее дарами. Именно к такому общественному идеа­лу, к обществу, в котором все было бы создано челове­ком для самого человека, стремились лучшие мыслители прошлого. Но что же мешало воплотить их мечты? Почти все неудачные реформаторы и «благодетели» человечест­ва считали причиной этого косность, консерватизм, необразованность людей, их дурные наклонности, их склон­ность к порокам. Но, сколько бы ни разоблачались эти недостатки, какой бы пламенной ни была апелляция к лучшим сторонам человеческого характера, на протяжении многих столетий положение дел не менялось, а справедливость и свобода оставались недостижимыми. При­зыв пифий к познанию человека, или, говоря иными сло­вами, к познанию сущности общества, оставался неосуществленным.

Только с возникновением революционной философии марксизма-ленинизма впервые было показано и подтверждено всеми данными науки и истории, что существо во­проса упирается в преобразование общества, его социаль­но-экономической структуры. Выработав материалистиче­ское понимание истории и создав революционную полити­ческую организацию, способную руководить борьбой пере­довых сил общества за его социальное преобразование, убежденные сторонники марксистского миропонимания на практике показали, что понять сущность человека — зна­чит рассматривать его как концентрированное выраже­ние и проявление исторически определенных социальных отношений. Сознание человека носит общественный ха­рактер. Чтобы переделать общественное сознание, нужно революционным образом преобразовать общественное бы­тие. Чтобы низкие страсти, безнравственность, властолю­бие, корысть, разрушительная воля и другие негативные стороны человеческого поведения уступили место творче­ству, страсти к познанию, гуманизму и высокой нравст­венности, необходимо прежде всего изменить саму соци­альную действительность, сами общественные отношения и создать подлинно человеческие условия для человека. Достижение этих целей — нелегкое дело. На пути к ним встречались, встречаются и будут встречаться немало трудностей, было и будет совершено немало ошибок, ибо человечество еще не имеет опыта в столь масштабных и всеобъемлющих социальных преобразованиях. Но для борьбы с этими трудностями, для устранения ошибок и просчетов передовым силам общества необходимо руко­водствоваться в своей деятельности передовым научным мировоззрением, формировать и совершенствовать новое мышление. Философия марксизма-ленинизма, аккумули­ровавшая в себе достижения современной науки, истори­ческий опыт социалистического строительства, является научной теорией и методом, с помощью которых можно познать смысл и сущность человеческого бытия, истори­ческие перспективы и цели общества и пути их реали­зации.

< К содержанию